Все мы разные, все мы равные

Каждый год в России  первая декада декабря посвящается людям с ограниченными возможностями здоровья, их проблемам и потребностям. Одной из социальных задач общества является формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ и адекватному восприятию их присутствия в разных сферах деятельности. Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ следует в дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях взросления.

Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Предлагаем нашим читателям библиографический список литературы об инклюзивном образовании. 

Литература из фонда ЦГБ им. А. М.Горького:

  1. Беганцова, И.С. Проблема готовности педагогов общеобразовательных школ к внедрению инклюзивного образования в России / И.С. Беганцова, Т.Т. Щелина // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы конф. / под ред. Т.Т. Щелиной, С.П. Акутиной. – Арзамас: АФ ННГУ, 2017. – С. 87-91.
  2. Бывальский, П. Разделяй и властвуй // Народное образование. - 2002. - № 1. – С. 202 -203.
  3. Волков, А. Фундамент из …песка. Нелюбовь к чтению плодит  толпы люмпенов // Народное образование. - 2002. - № 1. – С. 20-25.
  4. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : проблемы и перспективы // Социальная педагогика. – 2012. - № 2. – С. 43-48.
  5. Демичева, О.Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования // Соц. педагогика. – 2012. - №2. – С.54-58.
  6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, В.Н. Ярыгин и др. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 141 с. 
  7. Казакова, Ю.С. Проблемы инклюзивного образования в дошкольной общеобразовательной организации // Социальная педагогика в современных социальных практиках : сб. науч. ст. / науч. ред. : А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас : АФ ННГУ, 2017. – С. 473 – 477.
  8. Козина, Г.П. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования / Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова // Воспитание школьников. - 2014. - № 10. - С. 18-22.
  9.  Любимов, М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. – 2012. - № 2. – С.48-53.
  10. Малофеев, Н.Н. Похвальное слово инклюзии // Семья и школа. – 2012. - № 4. – С. 2-4.
  11. Мамаева, А.Э. Проблема инклюзивного образования в сельском социуме // Социальная педагогика в современных социальных практиках : сб. науч. ст. / науч. ред. : А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас : АФ ННГУ, 2017. – С. 570-575.
  12. Нечитайлова, Е.В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели "Автономная группа" // Химия в школе. - 2015. - № 2. - С. 10-15.
  13. Пономаренко, Г.М. Применение некоторых форм интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской общеобразовательной школе / Г.М. Пономаренко, С.Ю. Большиленко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. - № 10. – С. 40-43.
  14. Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании: задача и концепция ее решения : концептуальный доклад. - [Б. м.] : Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2003. - 32 с.
  15. Репринцева, Е.А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы // Дефектология. - 2012. - № 6. – С. 8-16.
  16. Розенблюм, С. Где и как учиться аутистам?: плюсы и минусы инклюзивного образования // Семья и школа. – 2012. - № 6. – С. 18-22.
  17. Самойленко, Е.В. Проблема внедрения инклюзивного образования в сельских школах // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы материалы конф. / под ред. Т.Т. Щелиной, Т.В. Калининой. – Арзамас : АФ ННГУ, 2016. – С. 64 – 68.
  18. Смолин, О.Н. Эксклюзив об инклюзиве // Дефектология. - 2012. - № 6. – С. 3-7.
  19. Ульянова, Н.Б. Проблема дифференцированного обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - № 1. – С. 220 - 222.
  20. Целищева, Н. Три битых кита // Народное образование. - 2002.- № 1. – С. 38-40.
  21. Шматко, Н.Д. Инклюзия. Интеграция. Специальное образование – антиподы или союзники // Семья и школа. – 2012. - № 4. – С. 4-6.

Интернет-источники:

  1. Андрианова, Е.И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы [Электронный ресурс] // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2016. - № 93. – С. 14-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-harakteristika-suschnost-problemy. - (30.11.2018)
  2. Бадил В.А. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования [Электронный ресурс] / В.А. Бадил, М.Л. Любимов. // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2 (8) – С. 132-135. - URL: http://npsyj.ru/pdf/npj_no08_2012/npj_no8_2012_132-135.Pdf. - (30.11.2018)
  3. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2010. - № 1. – С. 221 – 225. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya. - (30.11.2018)
  4. Валицкая, А.П. Инклюзивное образование: чему и как учить [Электронный ресурс] / А.П. Валицкая, В.А. Рабош // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. – С. 14-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-chemu-i-kak-uchit. - (30.11.2018)
  5. Голиков, Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к обучению детей-инвалидов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. - URL:  http://science-education.ru/ru/article/view?id=22541. - (30.11.2018)
  6. Горбунова, Е.А. О современных проблемах инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - N 4. - URL: https://publikacia.net/archive/2016/5/4/12. - (30.11.2018)
  7. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]: сборник статей / сост. М. Р. Битянова; – Москва : Классное руководство и воспитание школьников, 2015. – 224 с. – URL: https://docplayer.ru/27339890-Inklyuzivnoe-obrazovanie-sbornik-statey.html. - (30.11.2018)
  8. Инклюзия в образовании [Электронный ресурс] : науч.-метод. журнал. - 2016. - №1 / №9. - URL: http://www.tisbi.ru/home/science/inclusion-journal. - (30.11.2018)
  9. Курмышева, Л. К. Инклюзивное образование: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - № 9. – С. 221-224. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-zarubezhnyy-opyt. - (30.11.2018)
  10. Гуманитарные науки [Электронный ресурс] : науч.-практический журнал. – 2018. - № 2. – URL :  http://www.gpa.cfuv.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/600-nauchnye-izdaniya/izdaniya-vak/zhurnal-gumanitarnye-nauki/arkhiv/gumanitarnye-nauki-v-2018-godu/3845-nauchno-prakticheskij-zhurnal-gumanitarnye-nauki-2-42-2018. - (30.11.2018)
  11. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374-377. — URL:  https://moluch.ru/archive/45/5498/. - (30.11.2018)
  12. Фролова, И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. - № 3. – С. 347-350. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy. - (30.11.2018)
  13. Шилов, В С. Инклюзивное образование: российская специфика [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. - № 10. – С. 44-46. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-rossiyskaya-spetsifika. - (30.11.2018)

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />