Непревзойденный мастер новеллы. 170 лет со дня рождения Ги де Мопассана

Ги де Мопассан занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.

Английский драматург Бернард Шоу однажды заметил: "Жизнь Мопассана несравненно трагичнее, чем смерть Джульетты", имея в виду шекспировскую героиню. И дело не только в том, что Мопассан прожил короткую жизнь и умер в 43 года. Трагедия художника заключалась в том, что "эпоха безумия и позора" не позволила полностью раскрыться таланту писателя, его творческие возможности остались в значительной степени нереализованными. Будучи "великим живописцем человеческого безобразия" (А. Франс), Мопассан в то же время с глубоким сочувствием и симпатией относился к униженному и страдающему человеку, страстно защищал его право на счастье, что наполняет произведения писателя "высшим отблеском человечности", а его самого ставит в один ряд с великими художниками-гуманистами.

В большом и многоплановом творческом наследии Мопассана особое место принадлежит новелле. "Это ведь я снова привил во Франции вкус к рассказу и новелле", - с полным основанием утверждал писатель. Традиционный для французской литературы жанр обогатился его стараниями новым содержанием и достиг высот художественного совершенства.

Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла-памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.), тональности и языку. Собранные вместе, они дают исчерпывающее представление о французской действительности конца XIX в., выявляют богатство социальных типов и человеческих характеров, позволяют проследить эволюцию творческого метода писателя. Проза Мопассана характеризуется искусством колоритной портретной характеристики, вниманием к деталям, четкой композицией произведений, что делает их самобытным явлением европейской литературы.

С произведениями писателя можно ознакомиться в книжном фонде ЦГБ им. А.М. Горького, ниже предлагаем статьи о его творчестве:

 

  1. Альтман, И. О творчестве Мопассана  // Альтман, И.  Избранные статьи / И. Альтман. – Москва : Совет. писатель, 1957. – С. 175-217.
  2. Антонов, С. Сюжет и характер // Антонов, С. Я читаю рассказ / С. Антонов. – Москва : Знание, 1973. – С. 87-90.
  3. И. Э. Бабель – редактор и переводчик Ги де Мопассана : материалы к творческой биографии писателя / вступ. ст. и коммент.  Е. Погорельской // Вопр. лит. – 2005. - № 4. – С. 323-351.
  4. Виноградов, И. О теории новеллы // Виноградов, И. Вопросы марксистской поэтики / И. Виноградов. – Москва : Совет. писатель, 1972. – С. 274-288.
  5. Грудкина, Т. В. Ги де Мопассан // Сто великих мастеров прозы / Т. В. Грудкина [и др.]. – Москва : Вече, 2009. – С. 248-254.
  6. Данилин, Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана / Ю. И. Данилин. – Москва : Худож. лит., 1968. – 256 с.
  7. Калюжная, Л. Ги де Мопассан // Иванов, Г. Сто великих писателей / Г. Иванов, Л. Калюжная. – Москва : Вече, 2009. – С. 255-259.
  8. Киреев, Р. Мопассан: «В любви мы похожи на квартирантов» // Огонек. – 1994. - № 4. - С. 12-14.
  9. Ломов, В. М. Ги де Мопассан // Ломов, В. М. Сто великих зарубежных писателей / В. М. Ломов. – Москва : Вече, 2009. – С. 255-259.
  10. Масленников, И. Ги де Мопассан – человек воды // Спорт. жизнь России. – 2003. - № 5. – С. 45-46.
  11. Мениаль, Э. Ги де Мопассан : пер. с фр.  / Э. Мениаль. – Ростов-на-Дону, 1999. – 320 с. – (След в истории).
  12. Мещерякова, Н. К. Ги де Мопассан / Мещерякова, Н. К. Зарубежная литература для детей и юношества / Н. К. Мещерякова,  Чернявская, И. С. – Москва : Просвещение, 1989. – С. 8-13.
  13. Паустовский, К. Ги де Мопассан // Паустовский, К. Золотая роза / К. Паустовский. – Москва : Совет. писатель, 1956. – С. 182-186.
  14. Пузиков, А. И. Ги де Мопассан (1850-1893) // Пузиков, А. И. Портреты французских писателей ; Жизнь Золя / А. И. Пузиков. – Москва : Худож. лит., 1981. – С. 157-211.
  15. Соловьева, О. М. Ги де Мопассан // Зарубежная литература XX века (1871-1917) / под ред. В. Богословского, З. Гражданской. – Москва : Просвещение, 1979. – С. 59-78.
  16. Сучков, Б. Ги де Мопассан // Сучков, Б. Исторические судьбы реализма / Б. Сучков. – Москва : Совет. писатель, 1977. – С. 212-216.
  17. Фадеев, А. О Мопассане // Фадеев, А. Собр. соч. В 7 т. Т. 6 / А. Фадеев. – Москва : Худож. лит., 1971. – С. 553.
  18. Франс, А.  Ги де Мопассан – критик и романист // Франс, А. Собр. соч. В 8 т. Т. 8 / А. Франс. – Москва : Гос. изд-во худож. лит., 1960. – С. 100-105.
  19. Чудакова, М. Описатель нравов, или Ожерелье ценой в жизнь : [о творчестве писателя для детей] // Семья и школа. – 2009. - № 9. – С. 26-28.
  20. Яхонтова, М. А. Мопассан / Штейн, А. Л. История французской литературы / А. Л. Штейн, М. Н. Черневин [и др.]. – Москва : Просвещение, 1988. – С. 246-251.

Дополнительная информация