Жизнь как жанр

В год 155-летия М. Горького важно вспомнить об одном из его лучших произведений - автобиографической трилогии. Произведение не имеет общего заглавия и состоит из 3 повестей: «Детство», «В людях», «Мои университеты». Печатная публикация первых частей цикла состоялась в 1913-1916 гг., а завершающая повесть вышла уже в  1922 году. Литературоведы причисляют к трилогии ещё несколько рассказов  1923 года («Время Короленко», «О первой любви» и др.),  утверждая, что они «являются фрагментами неосуществленного замысла четвертой части художественной автобиографии». Трилогия в советское время часто издавалась отдельными тиражами и включалась  во  все  собрания   сочинений Горького. В предвоенные годы (1938-1939) в СССР она  была экранизирована на студии «Союздетфильм».  Последовательно вышли кинофильмы: «Детство Горького», «В людях», «Мои университеты». Сложный горьковский текст потребовал большого мастерства от сценаристов. Над сюжетом первого фильма совместно работали И. А. Груздев и И. Э.  Бабель, хотя в титрах имя второго репрессированного драматурга опущено. Главную роль в первых двух фильмах исполнил пятнадцатилетний московский подросток Алёша Лярский (погиб в 1943 г.).   О его работе публицист Михаил Кольцов в 1938 году писал: «Исключительно повезло фильму с его молодыми исполнителями. Алёша Лярский очень скромно, сдержанно (может быть, даже чересчур сдержанно: Алёша Пешков был озорнее, строптивее) играет свою, по сценарию центральную роль». В фильме «Мои Университеты» главную роль исполнил профессиональный актер Николай Вальберт (погиб в 1943 г.), имевший удивительное портретное сходство с молодым Пешковым. К. Паустовский в газете «Правда» невысоко оценил созданный им образ. Он писал: «Занятый в роли Горького актёр Н. Вальберт, сухой, холодный, лишённый и тени духовного обаяния, заставляет зрителей с тоской и любовью вспоминать об Алёше – Лярском».

Сценарий фильма «Мои университеты» написал режиссер  Марк Семенович Донской, который кроме горьковской повести использовал и ряд его рассказов («Случай из жизни Макара», «Хозяин», «Коновалов» и др.).

Кинотрилогия, снятая М. С. Донским, оказала большое влияние на развитие мирового искусства. Реализм жизни, перенесённый им на экран, непривычен и поразителен. Ведущие итальянские кинорежиссеры не раз говорили о взаимосвязи стиля М. Донского и появлении итальянского неореализма в кино во второй половине  ХХ века.

Углубить знания о трилогии М. Горького и фильмах М. Донского предлагаем с помощью печатных материалов из фонда ЦБ им. А. М. Горького.

О произведении М. Горького

Акимов, В. Что создает человека? : об автобиографической трилогии М. Горького // Акимов, В. На ветрах времени / В. Акимов. – Ленинград, 1991. – С. 55-75.

Келдыш, В. А. Автобиографический цикл 10-х годов и его критика // М. Горький и его эпоха. Исследования и материалы. Вып. 2 / отв. ред. Б. А. Бялик. – Москва, 1989. – С. 160-181.

Мясников, А. «Детство». «В людях» // Мясников, А. М. Горький / А. Мясников. – Москва, 1953. – С. 393-405, 469-475.

Тагер, Е. Б.  Художественная автобиография («Мои университеты», автобиографические рассказы 20-х годов // Тагер, Е. Б. Творчество Горького / Е. Б. Тагер. – Москва, 1964. – С. 38-61.

Цирулёв, А, Ф.  Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» // Нижегородское горьковедение: история и современность : сб. науч. ст. / отв. ред. М. Г. Уртминцева. – Нижний Новгород, 2018. – С. 109-115.

 

О фильмах М. С. Донского

Добренко, Е. Жизнь как жанр. Алёша Пешков – Максим Горький – Марк Донской // Искусство кино. – 1997. - № 4. – С. 117-131.

Марк Донской : сборник / сост. и авт. интервью Л. И. Пажитнова. – Москва, 1973. – 269 с. :  ил.

Зоркая, Н. История советского кино. М. С. Донсков : [фрагменты книги] // Искусство: прил. к газ. «Первое сентября». – 1999. - № 18. – С. 6.

Ханютин, Ю. Экранизация классики // История советского кино. В 4 т. 1917-1967. Т. 2. 1931-1941 / редкол.: Х. Абул-Касымова [и др.]. – Москва, 1973. – С. 255-260, 306, 308, 311.

Шнейдерман, И. Образы Горького на экране // Литература и кино : сб. ст. / под ред. Н. С. Горницкой. –Москва, 1965. – С. 109-131.

 

Н.Р. Наседкина

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />