- Подробности
- Родительская категория: Коллегам
- Категория: Публикации, выступления
- Опубликовано 10.11.2010 08:53
- Автор: Администратор
«День с писателем» в центральной городской библиотеке им.А.М.Горького
Виртуальная конференция «Чехов и другие» на портале «Чтение-21»
Мулюн Т.А.,
Заместитель директора
МУК ЦБС г.Арзамаса Нижегородской области
Проект «День с писателем как инновационная форма популяризации чтения», разработанный в центральной городской библиотеки им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области, был направлен на повышение статуса классической литературы среди читателей разных возрастов.
Ни для кого не секрет, что русская классика – не самый популярный раздел библиотечного фонда среди посетителей библиотеки. Тому много причин, и анализ их - не предмет данной публикации. Одно несомненно: вместе с классикой уходит из жизни нравственность, человечность, добродетель, а освободившееся место мгновенно заполняется облегченным чтением, с такими же облегченными чувствами и действиями, не отягощенными нравственностью; стирается грань между «хорошо» и «плохо», остается – выгодно или не выгодно…
Что надо сделать, чтобы классика стала востребованной в библиотеках?
Мы подумали: а что если приблизить классика к читателю, чтобы его книги стояли не где-то там по алфавиту в открытом фонде (он у нас не много не мало – 360 кв. м), а рядом с кафедрой выдачи, на выставочных стеллажах, в информационной зоне.
Идея состояла в том, чтобы посвятить целый день библиотеки, всех ее отделов, творчеству одного автора. Сам бог велел начать нам с Алексея Максимовича Горького. Во-первых, центральная городская библиотека Арзамаса носит его имя с 1928 года; во-вторых, в 2008 году отмечалось 140-летие со дня рождения писателя; в-третьих, Горький отбывал в нашем городе ссылку в 1902 году и имел прямое отношение к созданию в городе публичной библиотеки
Проведение Дня предваряло объявление в фойе библиотеки и арзамасских газетах:
28 марта –140 лет А. М. Горькому
День писателя в библиотеке!
Вашему вниманию предлагаются:
· Книжные выставки – абонемент и читальный зал
· Акция «Возьми Горького с собой» - абонемент
· Медиалекторий «В мире прекрасного»
- актовый зал, 10 часов
· Краеведческий вечер «Человек – это великолепно…»
-- актовый зал. 14 часов
· Фильмы по произведениям Горького – абонемент
Весь день с Максимом Горьким!
В проведении Дня с писателем участвовали все подразделения библиотеки, работающие с читателями.
28 марта читателей ждали на абонементе: просмотр «Знакомый незнакомец – Максим Горький» и выставка из цикла «Вокруг одной книги» «Мать» М.Горького», в зоне отдыха, сидя в кресле, можно было посмотреть по телевизору в течение всего дня экранизации произведений А.М.Горького: «Васса» Г. Панфилова, фильмы-спектакли «Егор Булычов и другие» (Малый театр), «На дне» (МХАТ), «Мещане» (БДТ).
Читальный зал предлагал книжную выставку «А.М.Горький: взгляд из ХХI века»; отдел искусств – выставку-просмотр «Герои книг – герои фильмов», где были представлены материалы отдела, посвященные творчеству Горького на всех носителях; информационно-библиографический отдел представил читателям подготовленный библиографический указатель «Горький в Арзамасе»; в актовом зале прошел литературно-музыкальный вечер «Человек – это великолепно…», подготовленный работниками сектора массовой работы совместно с музеем А.М. Горького и занятие медиалектория «В мире прекрасного», тема которого «Максим Горький и Фёдор Шаляпин».
Всего на Дне с писателем, посвященном А.М. Горькому, побывало 330 человек.
Самым трудным оказалось провести акцию «Возьми Горького с собой». На самом видном месте абонемента был поставлен стеллаж с произведениями М. Горького. Хотелось, чтобы как можно больше читателей «взяли почитать Горького». Но… это сделали только 26 (!) человек. И этому много причин. «Быстрое чтение» современной «литературы» отучает читателя вдумчиво и медленно ЧИТАТЬ КНИГУ. У молодежи намертво отбила желание читать Горького школа – этим они аргументировали нежелание взять книги.
В течение года в библиотеке прошли ещё два таких дня, посвящённых Л.Н.Толстому и И.С. Тургеневу. В какой то степени они повторяли ходы горьковского дня: выставки, просмотры экранизаций, тематические вечера, рекомендации, но кроме этого были проведены мини-опросы среди читателей библиотеки.
В день Толстого – опрос с глобальным названием «Л.Н. Толстой и современность». В нем приняли участие 30 человек разных возрастных категорий. Читателям предложили ответить на 5 вопросов:
1. Как Вы считаете, актуален сегодня Л.Н.Толстой? (90% ответили «да», 7 % ответили «нет», 3% - затруднились ответить)
2. В чем отличие Л.Н. Толстого от других классиков 19 века?(13% респондентов ответили, что писатель ничем не отличается от своих коллег-современников. 87% отвечали по-разному на этот вопрос. Например: «нельзя сравнивать, все классики самобытны, глубоки и прекрасны», «писал как-то особенно, с душой», «он раскрыл душу человека 19 века», «тонкой жизненной философией поучающего характера» и др.
3. Читаете ли Вы Толстого «для души»? (63% ответили отрицательно, 37% - положительно)
4. Нужен ли современной молодежи Л.Н. Толстой? (80% ответили утвердительно, 20% считают, что это выбор каждого)
5. Нужно ли изучение творчества Толстого в школе и почему? (97% опрашиваемых ответили «да, нужно». Причины необходимости изучения творчества классика в школе различны, например: «обращая внимание неопытных глаз на творчестве Толстого, достаточно сложную литературу, дается нелишний повод для обогащения, возвращения к произведениям в более зрелом возрасте, и гордости за русскую культуру»; «Умных людей нужно знать с детства»; «Толстой – имя России»; «Его творчество очень интересно, увлекательно, настраивает школьников на благородные поступки, на помощь ближнему и на отважные подвиги» и др.
Казалось бы – благостная картина: все понимают и ценят великого писателя, НО…не было взято ни одной (!) книги Писателя …
В день Тургенева опрос был менее глобален и более конкретен: «Знаете ли вы И.С.Тургенева?». Всего в нем приняли участие 36 человек разных возрастных групп. Опрос состоял из 5 вопросов на знание биографии и творчестве писателя.
1. Назовите родовое поместье Ивана Сергеевича Тургенева? (Спасское – Лутовиново)
· 25% ответили правильно,
· 6% ответили неправильно,
· 69% затруднились ответить.
2. Кому посвящен роман «Отцы и дети»? (В.Г.Белинскому)
· 30% ответили верно,
· 17% ответили неверно,
· 53% затруднились ответить
3. Кому адресовано это письмо Тургенева: «Мне приятно ощущать в себе все то же искреннее, глубокое неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света…» (Полине Виардо)
· 28% ответили правильно,
· 14% ответили неверно,
· 58% затруднились ответить.
4. Ваш любимый литературный герой (произведение) Тургенева
Самый распространенный ответ «Базаров» и, соответственно, роман «Отцы и дети». Часто в ответах встречаются «Герасим» и «Муму», а также Ася и повесть «Ася».
5. Назовите несколько произведений И.С.Тургенева?
· 81% знают произведения писателя
· 19% в общем знают в рамках школьной программы или не знают совсем.
Печально, что некоторые опрашиваемые отнесли к перу Тургенева «Воскресение», «После бала», «Обломов».
Из проведенного опроса можно сделать следующий вывод: биографию И.С.Тургенева читатели знают очень мало или, в большинстве своем, не знают совсем, с произведениями знакомы, но в рамках школьной программы. А оба опроса показали, что отношение к классикам наших читателей зацементировано ещё школой и мало что изменилось за последние годы: все осознают, что Толстой – великий писатель («Какая глыба, какой матерый человечище»»), а Горький – основоположник советской литературы и (ряд можно продолжить) «Пушкин – это наше всё»… Мало что изменилось, кроме одного: НЕ ЧИТАЮТ.
На трех Днях с писателями побывало – на просмотрах фильмов, вечерах, в отделах познакомилось с выставками – более 900 человек. Книг взято в общей сложности всего 81(?).
Много это или мало? Если учесть, что старшее поколение практически не берет классику в библиотеке (мы не говорим – не читает), молодежь берет (не говорим - читает) только, когда изучают в школе, то и это прогресс.
Классическая литература редко когда сама придёт к современному читателю, к сожалению, у него сейчас в чести другая «литература», от школы с ЕГЭ ожидать пробуждения интереса к классике – увы - не приходится. Практика показывает, что хорошие экранизации и спектакли привлекают к ней интерес: у нас в библиотеке, например, был разобран весь «Собор Парижской богоматери» Гюго, когда гремел мюзикл «Нотр-Дам…»; или сериал, снятый по «Идиоту»…Но где ж их, хороших экранизаций, набраться… Не «Даун-хаус» же показывать… Поэтому перспектива в работе нашей библиотеки - молодежь и классика. И не только литературная. Будем искать новые формы по привлечению и возобновлению читательского интереса к русской классической литературе как основному источнику духовности нашей нации.