«День с писателем» в центральной городской библиотеке им.А.М.Горького

 Виртуальная конференция «Чехов и другие» на портале «Чтение-21»

 

Мулюн Т.А.,

Заместитель директора

МУК ЦБС г.Арзамаса Нижегородской области

 

Проект «День с писателем как инновационная форма популяризации чтения», разработанный в центральной городской библиотеки им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области, был направлен на повышение статуса классической литературы среди читателей разных возрастов.

 

        Ни для кого не секрет,  что русская  классика –  не самый  популярный раздел библиотечного фонда среди посетителей библиотеки. Тому много причин,  и анализ их   - не предмет данной публикации. Одно несомненно: вместе с классикой уходит из жизни нравственность, человечность, добродетель, а  освободившееся место мгновенно заполняется облегченным чтением, с такими же облегченными чувствами и действиями, не отягощенными нравственностью; стирается  грань между «хорошо» и «плохо», остается – выгодно или не выгодно…

 

 

          Что надо сделать, чтобы классика стала востребованной в библиотеках?
 

Мы подумали: а что если приблизить классика к читателю, чтобы его книги стояли не где-то там по алфавиту в открытом фонде (он у нас не много не мало – 360 кв. м), а рядом с кафедрой выдачи, на выставочных стеллажах, в информационной зоне.

Идея состояла в том, чтобы посвятить  целый день библиотеки,  всех ее отделов, творчеству одного автора. Сам бог велел начать нам с Алексея Максимовича Горького. Во-первых, центральная городская библиотека Арзамаса носит его имя с 1928 года; во-вторых, в 2008 году отмечалось 140-летие со дня рождения  писателя; в-третьих,  Горький отбывал в нашем городе ссылку в 1902 году и имел прямое отношение к созданию в городе публичной библиотеки

Проведение  Дня предваряло объявление в фойе библиотеки и арзамасских газетах:

 

28 марта –140 лет А. М. Горькому

День писателя в библиотеке!

Вашему вниманию предлагаются:

·           Книжные выставки – абонемент и читальный зал

·    Акция «Возьми Горького с собой» - абонемент

·    Медиалекторий «В мире прекрасного» 

- актовый зал, 10 часов

·    Краеведческий вечер «Человек – это великолепно…»

-- актовый зал. 14 часов

·       Фильмы по произведениям Горького – абонемент

Весь день  с Максимом Горьким!

 

В проведении Дня с писателем участвовали все подразделения библиотеки, работающие с читателями.

28 марта читателей ждали на абонементе: просмотр «Знакомый незнакомец – Максим Горький» и  выставка из цикла «Вокруг одной книги» «Мать» М.Горького», в зоне отдыха, сидя в кресле, можно было посмотреть по телевизору в течение всего дня экранизации произведений А.М.Горького: «Васса» Г. Панфилова, фильмы-спектакли «Егор Булычов и другие» (Малый театр), «На дне» (МХАТ), «Мещане» (БДТ).

Читальный зал предлагал книжную выставку «А.М.Горький: взгляд из ХХI века»; отдел искусств – выставку-просмотр «Герои книг – герои фильмов», где были представлены материалы отдела, посвященные творчеству Горького на всех носителях; информационно-библиографический отдел представил читателям подготовленный библиографический указатель «Горький в Арзамасе»; в актовом зале прошел литературно-музыкальный  вечер «Человек – это великолепно…», подготовленный работниками сектора массовой работы совместно с музеем А.М. Горького и занятие медиалектория «В мире прекрасного», тема которого «Максим Горький и Фёдор Шаляпин».

Всего на Дне с писателем, посвященном А.М. Горькому,  побывало 330 человек. 

Самым трудным оказалось провести акцию «Возьми Горького с собой». На самом видном месте абонемента был поставлен стеллаж с произведениями  М. Горького. Хотелось, чтобы как можно больше читателей «взяли почитать Горького».  Но… это сделали только  26 (!) человек. И этому много причин. «Быстрое чтение» современной  «литературы» отучает читателя вдумчиво и медленно ЧИТАТЬ КНИГУ. У молодежи намертво отбила желание читать Горького школа – этим они аргументировали нежелание взять книги.

В течение года в библиотеке прошли ещё два таких дня, посвящённых Л.Н.Толстому и И.С. Тургеневу. В какой то степени они повторяли ходы горьковского дня: выставки, просмотры экранизаций, тематические вечера, рекомендации, но кроме этого были проведены мини-опросы среди читателей библиотеки.

В день Толстого – опрос с глобальным названием «Л.Н. Толстой и современность». В нем приняли участие 30 человек разных возрастных категорий. Читателям предложили ответить на  5 вопросов:

1. Как Вы считаете, актуален сегодня Л.Н.Толстой? (90% ответили «да», 7 % ответили «нет», 3% - затруднились ответить)

2. В чем отличие Л.Н. Толстого от других классиков 19 века?(13% респондентов ответили, что писатель ничем не отличается от своих коллег-современников.  87% отвечали по-разному на этот вопрос.  Например: «нельзя сравнивать, все классики самобытны, глубоки и прекрасны», «писал как-то особенно, с душой», «он раскрыл душу человека 19 века», «тонкой жизненной философией поучающего характера» и др.

3. Читаете ли Вы Толстого «для души»? (63% ответили отрицательно, 37% - положительно)

4. Нужен ли современной молодежи Л.Н. Толстой? (80% ответили утвердительно, 20% считают, что это выбор каждого)

5. Нужно ли изучение творчества Толстого в школе и почему? (97% опрашиваемых ответили «да, нужно». Причины необходимости изучения творчества классика в школе различны, например: «обращая внимание неопытных глаз на творчестве Толстого, достаточно сложную литературу, дается нелишний повод для обогащения, возвращения к произведениям в более зрелом возрасте, и гордости за русскую культуру»; «Умных людей нужно знать с детства»; «Толстой – имя России»; «Его творчество очень интересно, увлекательно, настраивает школьников на благородные поступки, на помощь ближнему и на отважные подвиги» и др.

Казалось бы – благостная картина: все понимают и ценят великого писателя, НО…не было взято ни одной (!) книги Писателя …

В день Тургенева опрос был менее глобален и более конкретен: «Знаете ли вы И.С.Тургенева?». Всего в нем приняли участие 36 человек разных возрастных групп. Опрос состоял из 5 вопросов на знание биографии и творчестве писателя.

1.   Назовите родовое поместье Ивана Сергеевича Тургенева? (Спасское – Лутовиново)

·       25% ответили правильно,

·       6% ответили неправильно,

·       69% затруднились ответить.

2.   Кому посвящен роман «Отцы и дети»? (В.Г.Белинскому)

·       30% ответили верно,

·       17% ответили неверно,

·       53%  затруднились ответить

3.   Кому адресовано это письмо Тургенева: «Мне приятно ощущать в себе все то же искреннее, глубокое неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света…» (Полине Виардо)

·       28% ответили правильно,

·       14% ответили неверно,

·       58% затруднились ответить.

4.   Ваш любимый литературный герой (произведение) Тургенева

Самый распространенный ответ «Базаров» и, соответственно, роман «Отцы и дети». Часто в ответах встречаются «Герасим» и «Муму», а также Ася и повесть «Ася».

5.   Назовите несколько произведений И.С.Тургенева?

·       81% знают произведения писателя

·       19% в общем знают в рамках школьной программы или не знают совсем.

Печально, что некоторые опрашиваемые отнесли к перу Тургенева «Воскресение», «После бала», «Обломов».

Из проведенного опроса можно сделать следующий вывод:  биографию И.С.Тургенева читатели знают очень мало или, в большинстве своем, не знают совсем, с  произведениями знакомы, но в рамках школьной программы. А оба опроса показали, что отношение к классикам  наших читателей зацементировано ещё школой и мало что изменилось за последние годы: все осознают, что Толстой – великий писатель («Какая глыба, какой матерый человечище»»), а Горький – основоположник советской литературы и (ряд можно продолжить) «Пушкин – это наше всё»… Мало что изменилось, кроме одного: НЕ ЧИТАЮТ.

На трех Днях  с писателями побывало – на просмотрах фильмов, вечерах, в отделах познакомилось с выставками – более 900 человек. Книг взято в общей сложности всего 81(?).

Много это или мало? Если учесть, что старшее поколение практически не берет  классику в библиотеке (мы не говорим – не читает), молодежь берет (не говорим - читает) только, когда изучают в школе, то и это прогресс.

Классическая литература редко когда сама придёт к современному читателю, к сожалению, у него сейчас в чести другая «литература», от школы с ЕГЭ ожидать пробуждения интереса к классике – увы - не приходится. Практика показывает, что хорошие экранизации  и спектакли привлекают к ней интерес: у нас в библиотеке, например, был разобран весь «Собор Парижской богоматери» Гюго, когда гремел мюзикл «Нотр-Дам…»;  или сериал, снятый по «Идиоту»…Но где ж их, хороших экранизаций, набраться… Не «Даун-хаус» же показывать… Поэтому перспектива в работе нашей библиотеки - молодежь и классика. И не только литературная. Будем искать  новые формы по привлечению и возобновлению  читательского интереса к русской классической литературе как основному источнику духовности нашей нации.

 

http://www.chtenie-21.ru/conf/conf3/3984

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />