Двигаться дальше…

Двигаться дальше…

Выступление на вебинаре «Библиотека в социальных медиа: перекличка блогеров» (проводился в рамках неКонференции блогеров «Современная библиотека в новых форматах». Екатеринбург, 29-30 ноября 2011 г.)

Мы часто забываем, что библиотеке необходимо доказывать свою полезность, показывать – кому и зачем она нужна, т.е.заниматься своим продвижением. Сегодня нам необходимо делать это не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве. Как мы будем использовать при этом социальные медиа, зависит от наших конкретных задач. Важно помнить, что социальные медиа – это не наша цель, а наш инструмент. 

Лучше всего, если в самом начале работы вы разработаете стратегию, определите, где и как будут создаваться ваши виртуальные представительства, а главное - кто будет этим заниматься. Важно, чтобы окружающие знали и понимали, что социальные медиа – это работа, которая ведется не для вашей личной славы, а для продвижения библиотеки.

 Официальным представительством библиотеки в Интернете является сайт. Объедините ваши виртуальные представительства на всех платформах ссылками друг на друга и разместите ссылки на сайте. Дайте пользователям возможность делиться вашими материалами в социальных медиа и комментировать их. Начните это делать сами. Чем больше людей поделятся информацией с вашего сайта, тем более ценной она станет в глазах поисковых систем, а круг ваших потенциальных пользователей расширится. 

Часто библиотека не имеет возможности создать сайт. Выходом будет создание блога, который будет служить заменой сайту. Создать и вести его могут сами  библиотекари, даже не очень «продвинутые».

Библиотечные блоги могут вестись дополнительно к сайту. Самое главное – определить, зачем вы это делаете и для кого. Может быть, это будет тематический блог или блог-проект, или что-то другое. 

Например, мы ведем тематические блоги:

·           Блог «Маматека» - семейный, в первую очередь для мам. Это виртуальное продолжение нашего проекта «Материнское чтение».

·           Блог «Одиннадцатый» - краеведческий. Его ведут работники библиотеки-филиала №8, расположенной в микрорайоне №11. В этой библиотеке создан уникальный музей арзамасской катастрофы, собрано много материала по истории микрорайона, построенного для пострадавших от взрыва на станции Арзамас I.

·           Блог «Библиомания» для библиотекарей, которым интересны не только книги. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы, но публикуется много материалов, интересных любому пользователю. 

С самого начала важно знать, что авторы блогов должны уметь находить интересные читателям факты и уметь говорить неформально, ведь блог – это не место для «сухого» отчета.

Блоги для библиотеки – это не только информация, общение и реклама, но еще и виртуальные посетители. Мы постоянно говорим о востребованности блогов, которая подтверждается реальными цифрами. Но, к сожалению, проблемой многих является то, что использовать статистику блогов (в отличие от статистики сайта) официально мы не имеем права, хотя цифры виртуальных посещений уже сопоставимы с реальными. 

Многие не хотят читать и писать большие тексты, поэтому растет роль микроблогов. Их особенности – лаконичность сообщений, удобство и быстрота подготовки постов. Самым популярным ресурсом является «Твиттер». Что делает библиотека в "твиттере"? В библиотечных твитах могут быть:

·           Ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе;

·           Анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читателей;

·           Профессиональный совет или рекомендация;

·           Ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности;

·           Сообщения об изменениях на нашем ресурсе;

·           Ответы на «твиты» пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете;

·           Сообщение об интересном факте;

·           Ссылка на интервью с интересным человеком;

·           Поздравление читателей с праздником и т.д. 

Подробнее остановлюсь на социальных сетях. Присутствие в них библиотеки уже не мода, а необходимость. Сегодня многие уже не представляют жизни без социальных сетей, начиная и заканчивая день с просмотра обновлений. Сети позволяют вам общаться с вашими читателями в привычной для них среде. Библиотека в социальных сетях может

·           публиковать новости (причем не только из жизни библиотек),

·           знакомить с новыми поступлениями и интересными материалами,

·           оперативно отвечать на вопросы пользователей,

·           проводить опросы,

·           делиться фотографиями и видеоматериалами и многое другое.

Возможности сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обменяться комментариями, быть в курсе событий. 

Часто возникает вопрос, какую сеть выбрать? Нужно сначала определить, зачем и для кого вы будете работать. Будьте там, где могут оказаться ваши читатели (реальные или потенциальные). Ведь наша задача – показать, что библиотеки еще существуют, что они интересны и полезны. Вспомните про эффект «сарафанного радио», дайте повод для разговора. Для этого, на мой взгляд, лучше быть в нескольких сетях, а не в единственной. Ведь и наши пользователи часто зарегистрированы в нескольких социальных сетях, хотя предпочтение все-таки отдают какой-то одной.

 Считается, что «Вконтакте» – это социальная сеть для молодых, пользователи «в возрасте» и в регионах традиционно предпочитают «Мой мир» и «Одноклассники». Мирового лидера – сеть «Фейсбук» предпочитают наиболее продвинутые пользователи. 

Расскажу подробнее в работе библиотеки "Вконтакте". Библиотеки активно используют «Вконтакте», создавая там чаще всего группы. Но мало создать, с группой нужно работать, желательно ежедневно. Как? Проблемой для многих становится привлечение участников.

·           Сначала придумайте название группы и подберите аватар. Название должно быть максимально коротким. Лучшим вариантом аватара является оригинальная картинка.

·           Описание группы должно быть максимально конкретным и емким. Достаточно 2-3 строк, больше пользователь читать не захочет.

·           Добавьте в «Ссылки» вашей группы ссылки на ваши другие виртуальные представительства, а в них – ссылку на группу.

·           Добавьте в группу аудио, видео и фотографии, которые прямо или косвенно относятся к вашей библиотеке.

·           Пригласите своих собственных друзей в группу и попросите сделать это других сотрудников библиотеки.

·           Напишите личные сообщения вашим читателям с индивидуальной просьбой вступить в группу и пригласить туда своих друзей, которых это может заинтересовать.

·           Разместите объявления в библиотеке, раздавайте визитки и флаеры вашим читателям и жителям города, упоминайте о группе на мероприятиях.

·           Обменяйтесь ссылками с группами-друзьями, которые вам близки тематически.

·           Ищите интересные темы для обсуждения, вовлекайте участников группы в разговор.

·           Организуйте конкурсы для вовлечения пользователей и привлечения новых участников среди их друзей.

·           Поздравляйте участников группы «С Днем рождения!». Пишите на их стене поздравления, используя  книжно-библиотечные темы и прикрепляйте в подарок изображения.

·           Отмечайте на фотографиях и видео ваших читателей.

·           Добавьте интересные фото и видео со ссылками в описании на вашу группу в тематически близкие сообщества.

 Для поддержания активности и количества участников группы необходимо постоянно обновлять информацию, писать новости, добавлять альбомы, аудио и видеозаписи, открывать новые обсуждения и удалять спам. Публикуя свои новости «Вконтакте», помните про небольшой размер, простоту и доступность текста; емкость содержания. Постарайтесь показать, чем ПОЛЕЗНА ваша группа.  

Оценивая работу с библиотечной группой "Вконтакте", на первое место нужно поставить активность пользователей, критериями которой являются:

·           Посещаемость. При нормальной вовлеченности пользователей группу ежедневно посещают 1-3% от всех участников (поэтому библиотечные группы из 10-12 человек – это несерьезно).

·           Количество тем и сообщений в обсуждениях. Ведь в группу вступают прежде всего для того, чтобы общаться.

·           Количество сообщений на стене, на которой не только администраторы, но и пользователи могут выкладывать фото, аудио, видео, задавать вопросы, делиться информацией, спрашивать или спорить.

·           Частота новых сообщений, количество комментариев к записям и «лайков»

·           Комментарии к фото и видео, количество «лайков».

·           Участие  в опросах. 

На мой взгляд, работа в социальной сети не приводит к моментальному наглядному результату. Говоря языком маркетинга, вы повышаете узнаваемость бренда (т.е.библиотеки), завоевываете лояльность пользователей, продвигаете свои услуги и ищите новых партнеров. Может быть, лучшим  результатом вашей деятельности в сети станут новые совместные проекты с виртуальными друзьями, а не рост книговыдачи? 

Будьте представительными, последовательными и полезными. 

Самое главное - чем быстрее вы начнете работать в социальных медиа сегодня, тем большим авторитетом будете обладать завтра.

 Запись вебинара можно посмотреть здесь, а презентацию здесь.

И.Н.Огнева 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />