«Заводитель дела ещё необыкновенного» А.В. Ступин (1776-1861)

 

Арзамас по праву гордится своим земляком Александром Васильевичем Ступиным. Он прославил небольшой купеческий город открытием в 1802 г. первой провинциальной школы живописи. В 1996 г. Городская Дума отметила заслуги академика живописи,  присвоив ему (посмертно) звание Почётного гражданина Арзамаса.

В биографии А.В. Ступина много невыясненных страниц, но его дата рождения известна точно:  24 (13) февраля 1776 г. К 240-летию со дня рождения художника  ИБО представляет нашим читателям обзор материалов, посвященных академику, из фонда  ЦГБ им. Горького.

 

Во второй половине 19 в. у писателя и исследователя Александра Серафимовича Гациского появилась идея написать серию очерков о людях Нижегородского Поволжья. В составленный под руководством П.И. Мельникова список вошло свыше 350 персон. План, к сожалению, не удалось полностью воплотить в жизнь. В 1887 г. из печати вышла только первая книга, которая позднее  была переиздана под названием:

Гациский, А. Нижегородский летописец / А. Гациский. – Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 2001. – 716 с.   

 В книгу вошли материалы о нескольких нижегородцах, в том числе и о А.В. Ступине. К составлению этого очерка Гациский подошел ответственно. В одной из сносок он приводит библиографическую информацию, давая таким образом будущим биографам художника возможность  разыскать известные, но недоступные для Гациского документы. Автор охотно приводит в своем очерке и воспоминания арзамасских старожилов об академике и его учениках. Это вносит в сухое повествование определенную живость и юмор. Но, к сожалению, в память современников врезались в основном попойки, проказы и дебоширства юнцов. Другое дело – сам академик. В исследовании перед нами предстаёт образ человека, увлечённого искусством, глубоко верующего, чрезвычайно доброго и любящего. Про нашего героя в народе говорят так: «Не место красит человека, а человек место»,  а Гациский добавляет: «Побольше бы Ступиных, и жизнь наша была бы краснее.»

 

Искусствовед Пётр Евгеньевич Корнилов всю жизнь посвятил изучению творчества провинциальных художников. Начав в 1921 г. собирать материал о художниках ступинской школы, он в 1947 г. выпустил книгу:

Корнилов, П. Арзамасская школа живописи первой половины XIX века / П. Корнилов. – Ленинград; Москва: Искусство, 1947. – 212 с.

В наше время это издание трудно найти, ведь его тираж  был всего 5000 экземпляров, и с 1947 г. книга не переиздавалась. Исследование П.Е. Корнилова послужило основой для многих дальнейших изысканий биографов Ступина. Ссылку на эту работу можно найти в каждом рекомендательном списке литературы. Кроме полноты представленной информации в заслугу автору можно отнести  и грамотную компоновку материала. Автор сначала знакомит читателя с краткой историей Арзамаса, задерживаясь на рубеже XVIII –XIX вв., а затем переходит к очерку о Ступине. Причём  Корнилов не утаивает перед своим читателем отрицательных характеристик своего героя, которые оставили  современники художника.  Перед читателями предстает не лубочный персонаж, а  живой человек со своими достоинствами и недостатками. Завершает очерк список работ А.В. Ступина с 1800 по 1826 гг. Главному же  детищу художника – школе живописи -  автор уделил особое внимание, разбив материал на две главы: «Школа» и «Хроника школы».  Большую часть книги Корнилов отвёл  исследованию жизни учеников арзамасской школы. Материалы о них приходилось собирать по-крупицам, т.к. многие были в крепостной зависимости и данные «отрывочны, а подчас и анекдотичны». Во вступлении к своей книге Корнилов отмечает: «Изучая Арзамасскую школу, мы изучаем крепостных людей».

Автор оперирует  поистине бесценной информацией. Корнилов воссоздаёт список работ начинающих художников, размещает в своём исследовании репродукции картин, гравюр, фотографии росписей зданий, архитектурные планы. В приложении к книге  читатель найдет копии архивных документов и писем, фрагмент воспоминаний бывшего ступинского ученика И.К. Зайцева.  

 

Званцев, М. А. В. Ступин. Арзамасская  художественная школа / М. Званцев. - [Горький] : Горьковское обл. изд-во, 1941. - 136 с.

Книга вышла из-под пера 39-летнего нижегородского искусствоведа Михаила Петровича Званцева, и с ней тут же ознакомился  П.Е. Корнилов (работа которого уже была подписана к печати). Он  дал изданию следующую характеристику: «Автор по следам наших ранних публикаций сделал попытку дать популярный литературный очерк об А.В. Ступине как основателе школы. Мы там не нашли для себя новых материалов»  Однако, они есть. Например, сведения о том, что у художника была сестра. В самом начале очерка,  разбираясь в непростом происхождении героя, Званцев приводит цитату А.В. Ступина из его прошения, в котором с удивлением читаем: «…мать…родила его и сестру его, которая отдана в Москве за подлекаря.» Сестра затем появляется еще не раз на страницах очерка, интригуя читателя. Книга сразу захватывает, как образец хорошей приключенческой литературы. Оказывается, молодой Ступин легко входил в доверие к людям, умел заводить полезные знакомства и друзей. Эти качества и художественный дар помогли Ступину закончить Академию художеств и вернуться в Арзамас «победителем». Званцев пишет: «…уехав безвестным провинциальным иконописцем, почти тайком, он неожиданно и для себя и для арзамасского общества вернулся художником 14-го класса и мог теперь ….прогуливаться…в мундирном фраке…и при шпаге.»  Однако, Ступин вернулся в Арзамас работать. В этот же 1802 год  он открыл первую  провинциальную художественную школу, которая просуществовала 56 лет и навсегда осталась в истории культуры России как уникальное явление.

Остаётся добавить, что книга оцифрована и размещена на сайте МУК ЦБС г. Арзамаса.

 

Карпенко, В. Александр Васильевич Ступин. 1776-1861 / В. Карпенко. – Нижний Новгород: [Университетская книга], 2004. – 40 с. – (Жизнь знаменитых нижегородцев)

Нижегородский писатель В.Ф. Карпенко в 2004 г. написал  12  очерков о знаменитых земляках и объединил их в одну книжную серию,  цель которой - популяризация исторических знаний среди юношества. Автор прекрасно справился со своей задачей. Текст не перегружен искусствоведческими терминами, понятен современному ребенку, но к сожалению, не имеет иллюстраций. Доступность издания ( поступили во все библиотеки Нижегородской области) - ещё один плюс книги.

 

Филатов, Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В. Ступина / Н.Ф. Филатов. – Арзамас: АГПИ, 2002. – 144 с.

Филатов - нижегородский историк и краевед, границы интересов которого простирались от архитектуры до исторической биографии. Учёный  за 2 года до своей смерти опубликовал  монографию о А.В. Ступине . Книга вышла из печати в год празднования  200-летию открытия ступинской школы живописи. К  этому времени публикации Корнилова и Званцева уже были малодоступны для читателей, и поэтому филатовское исследование было как нельзя кстати. Историк не делает научных открытий в биографии главного фигуранта своей книги. В волнующем всех вопросе о происхождении героя автор не стал разбираться, считая различные толкования «ничем не подтверждаемыми версиями.»  Новые биографические подробности касаются учеников Ступина: В.Е. Раева, М. Коринфского, А. Надеждина, И. Макарова, Н.М. Алексеева. Например, Филатов сумел разыскать в «Казанских известиях» за 1814 г. сведения об Архитектурном училище, организованном М.П. Коринфским  в Арзамасе. Немало открытий  ещё ждёт читателя в этой книге, хотя, казалось бы, тема ступинской школы уже изучена вдоль и поперёк.

В приложении к книге автор поместил новые обнаруженные архивные документы и «Воспоминания из моей жизни» В.Е. Раева, касающиеся периода его обучения у Ступина. Монография снабжена черно-белыми иллюстрациями малого формата и не лучшего качества.   

 

Седов, А.В. Духовное наследие академика живописи А.В. Ступина // В поисках нового: Европа и Россия в современной отечественной историографии: ( к 75-летию профессора Е.В. Кузнецова): межвузов. сб.науч. тр. / отв. ред. Е.П. Титков. – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 262-267.

Статья доктора  ист. наук А.В. Седова касается не затронутого ранее вопроса завещания А.В. Ступина. Последние годы арзамасского художника, его сложные отношения с родственниками изучены мало. По устоявшейся версии  считается, что школой последние годы управлял зять Ступина Алексеев, но в статье Седова он называется предателем интересов старого учителя. Что расстроило отношения родственников? Как распорядился своим имуществом  умный и любящий своих близких старик? Почему школу постиг такой плачевный конец? На все вопросы вы  найдете ответы в этой научной публикации.   

Одновременно этот материал был опубликован в просветительском журнале «Арзамасская сторона» . - 2007. - № 12/13. – С. 42-45.

 

Не только столичные и нижегородские  исследователи занимались биографией А.В. Ступина. Этот вопрос всегда волновал и арзамасских краеведов. В фонде библиотеки хранятся статьи ст. науч. сотрудника историко-художественного музея г. Арзамаса С.А. Филиппович. Давайте с ними познакомимся.

Ещё один портрет Ступина // Арзамас. новости. – 2002. – 14 сент. – С. 13.

В небольшой газетной заметке рассказывается о находке в фонде Ульяновского художественного музея портрета А.В. Ступина неизвестного художника (его ученика?). Работа датируется  1810 г., так что академику живописи на нем 34 года. В газете приводится фотография картины.

 

Рукой академика // Арзамас. новости. – 2006. – 16 февр. – С. 4.

Не каждый год арзамасский  музей готовит экспозицию, посвящённую А.В. Ступину и его школе. Однако, у читателей этого номера газеты есть возможность узнать, какие мемориальные предметы, принадлежащие художнику, хранятся в фондах музея. Автор кратко рассказывает об истории этих предметов.

 

Обновленная галерея // Арзамас. новости. – 2002. – 19 сент. – С. 3.

Арзамасский музей гордиться коллекцией картин учеников ступинской школы. В этой статье читатели встретят знакомые уже фамилии Алексеева, Рачкова, Перова. Их работы были подарены музею П. Корниловым, А. Иконниковым и М. Баликом. Всего в собрании 33 полотна и нет ни одного, написанного рукой А.В. Ступина. Как говорится,  « что имеем не храним…»

 

Из истории организации образования в Арзамасской школе живописи и рисования А.В. Ступина // Художественное образование в России: (материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Арзамасская школа живописи А.В. Ступина и худож. образование в России. Арзамас, 20-21 сент. 2002 г.) / науч. ред. Е.В. Клюева. – Арзамас: АГПИ, 2002. – С. 5-8.

Приглашение выступить на конференции - это признание заслуг С.А. Филиппович и интерес к её исследовательской деятельности. В своём докладе она чётко и  кратко напоминает об учебных планах, разработанных А.В. Ступиным и Р.А. Ступиным, методах оценки, поощрениях, правилах школьного распорядка. Затронута тема общежительских нравов. Вместе с автором читатели могут сделать вывод, что ступинская школа была образцовым учебным учреждением XIX в.,  и это во-многом благодаря душевным качествам учителя и его семьи.

 

 Еремеев, П. Арзамасская муза: повесть / П. Еремеев. – Арзамас: Арзамаскомплектавтоматика, 2002. – 378 с.

П.В. Еремеев был известным арзамасским писателем и краеведом и в своем творчестве касался  многих исторических тем. Долгое время он работал и с документами по А.В. Ступину. Более 20 публикаций, посвящённых жизни и деятельности художника вышло из-под его пера. Повесть «Арзамасская муза» появилась в 1985 г., а в 2002 г., когда отмечалось 200-летие Ступинской школы в рамках ЮНЕСКО, он переиздал её с небольшими дополнениями.

В своей повести Еремеев, придерживаясь исторической канвы, мастерски придумывает диалоги, описывает мысли и чувства героя. Язык «Арзамасской музы» стилизован под характерный разговор XIX в. На страницах  книги появляются столичные художники, арзамасские чиновники, писательница М.С. Жукова. И думается, писатель  неслучайно соединяет на страницах повести  Ступина и Жукову. Они  прославили  Арзамас - одна в литературе, а другой в живописи. Им покровительствовали музы.

 

Жакова, В. Школа Ступина // Жакова, В. Исторические повести / В. Жакова. – Москва: Совет. Россия, 1973. – С. 89-127.

Малоизвестная писательница В. Жакова написала свой очерк по совету М. Горького. С удивлением начинаем читать: «В Академии Ступин почти ни с кем не дружил…завистливо глядел на особники знати.» Дальше всплывают удивительные сведения о том, что Ступина после окончания Академии собирались послать за границу, но он отказался. Перед читателем предстаёт образ, настолько расходящийся с реальным лицом, что просто дух захватывает. Очерк является анекдотическим примером творчества молодого автора, писавшего во времена, отвергавшие всё хорошее, что было  в царской России.   

 

Если вас заинтересовал наш обзор и вы намерены продолжить знакомство с материалами, посвящёнными А.В. Ступину, то предлагаем вам в помощь:

А.В. Ступин и арзамасская школа живописи: [библиографический указатель литературы] / сост. Е.В. Ямщикова. – Арзамас: ЦГБ им. А.М. Горького, 2012. – 10 с.

В указателе отражён фонд ЦБС г. Арзамаса.

Ждем вас в ЦБ им. А.М. Горького.

 

 

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />