К 150-летию Д.С. Мережковского

 

Д. С. Мережковский (2 [14] августа 1865, Санкт-Петербург - 9 декабря 1941, Париж) - яркий представитель Серебряного века - вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский, начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский, был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской религии, предвестия которой он искал в историческом прошлом человечества. Попыткам оживить религиозную мысль в России были посвящены организованные им и З. Гиппиус вместе с В. Розановым и Д. Философовым известные петербургские «Религиозно-философские собрания», которые из-за резкости и остроты выступлений просуществовали недолго.

Европейскую известность принесла писателю трилогия «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)», 1896; «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», 1902; «Антихрист (Петр и Алексей)», 1905.

Октябрьскую революцию Мережковский не принял и в 1929 году эмигрировал в Париж, где жил до конца своих дней. Мережковский отличался активной непримиримостью к Советской России. Согласно Мережковскому, в России «настало царство Антихриста»; он «предпочел бы, чтобы Россия не существовала вовсе», если бы знал, что «Россия и свобода — несовместимы».

В эмиграции жанровые предпочтения Мережковского вновь радикальным образом изменились. Художественная литература из его творчества оказалась вытеснена произведениями в жанре религиозно-философского трактата и биографическими эссе («Наполеон», 1929; «Данте», 1939). Характер философских исследований имели и его романы «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» и «Мессия». Сам писатель в 1925 году говорил о своих исторических сочинениях: «Большинство считает, что я исторический романист, и это глубоко неправильно; в прошлом я ищу будущее… Настоящее кажется мне иногда чужбиною. Родина моя — прошлое и будущее».

Творчество Мережковского в эмиграции вызывало противоречивые отклики. Современные исследователи в большинстве своём считают, что именно во Франции писатель достиг своего творческого пика. Противоположное мнение высказывала Нина Берберова, считавшая, что «…из его писаний за время эмиграции всё умерло… Живо только то, что написано им было до 1920 года».

До революции Д. С. Мережковский был одним из самых издаваемых писателей современной России. В СССР писателя не издавали вообще. Его книги можно было купить только в букинистических магазинах, где они, несмотря на очень высокую стоимость, никогда не залеживались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.

Мы предлагаем вам подборку книг из фондов центральной городской библиотеки им. А.М. Горького: произведения Д.С. Мережковского и литературу о его жизни и творчестве. Полный список книг и журналов вы можете найти в наших каталогах и картотеках.

 

Список литературы

 

  1. Собрание сочинений: в 4-х т. - Москва: Правда, 1990. – (Библиотека «Огонек»).

Т. 1: Христос и Антихрист: трилогия. – 592 с. – Содерж.: Смерть богов (Юлиан Отступник); Воскресшие боги (Леонардо да Винчи).

Т. 2: Христос и Антихрист: трилогия. – 766 с. – Содерж.: Воскресшие боги (Леонардо да Винчи); Антихрист (Петр и Алексей).

Т. 3: Царство зверя: трилогия. – 558 с. – Содерж.: Павел Первый; Александр Первый.

Т. 4: Царство зверя: трилогия; Рождение богов (Тутанкамон на Крите); Итальянские новеллы; Стихотворения. – 672 с.

  1. Больная Россия: избранное. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1991. – 269 с.
  2. В тихом омуте; Статьи и исследования разных лет: [статьи]. – Москва: Совет. писатель, 1991. – 491 с.
  3. Вечные спутники: роман, стихотворения, литературные портреты, дневник / вступ. ст. Н. М. Солнцевой. – Москва: Школа-пресс, 1996. - 736 с.
  4. Не мир, но меч: [статьи, литературно-критические и религиозно-философские исследования]. – Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2000. – 720 с. – Содерж.: Не мир, но меч; Больная Россия; В тихом омуте.
  5. Пётр и Алексей: роман  / [вступ. ст. О. Н. Михайлова]. – Москва: Современник, 1994. –   509 с.
  6. Религия и революция // Царь и революция / Д. Мережковский, З. Гиппиус, Д. Философов. – Москва: ОГИ, 1999. – С. 129-194.

* * *

 

  1. Анциферов, Н.П. [Петербург в творчестве Д. Мережковского] // Анциферов, Н.П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга / Н.П. Анциферов. – Репринт. воспр. изд. 1922-1924 гг.. – Москва: Книга, 1991. – С. 165-176.
  2. Бавин, С. Дмитрий Мережковский // Бавин, С. Судьбы поэтов серебряного века / С. Бавин, И. Семибратова. – Москва: Кн. палата, 1993. – С. 307-322.
  3. Безелянский, Ю. Дмитрий Мережковский // Безелянский, Ю. 99 имен Серебряного века / Ю. Безелянский. – Москва: ЭКСМО, 2009. – С. 299-306.
  4. Белова, Т.Д. М. Горький и Д.С. Мережковский (История творческих взаимоотношений […]) // Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи / отв. ред. Г.С. Зайцева. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. госун-та, 2006. – С. 290-300.
  5. Бердяев, Н.А. Мережковский о революции // Бердяев, Н.А. Духовный кризис интеллигенции / Н.А. Бердяев. – Москва: Канон+, 1998. – С. 107-123.
  6. Бялый, Г.А. [Поэзия Д. Мережковского] // Бялый, Г.А. Чехов и русский реализм / Г.А. Бялый. – Ленинград: Совет. писатель, 1981. – С. 244-250.
  7. Гиппиус-Мережковская, З.Н. Дмитрий Мережковский // Серебряный век. Мемуары / сост. Т. Дубинская-Джалилова. – Москва: Известия, 1990. – С. 15-110.
  8. Кувакин, В.А. Мистический «революционер» Д. Мережковский // Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. – Москва: Мысль, 1980. – С. 75-105.
  9. Ломов, В.М. Дмитрий Сергеевич Мережковский // Ломов, В.М. Сто великих русских писателей / В.М. Ломов. – Москва: Вече, 2010. – С. 206-210.
  10. Д.С. Мережковский: Proetcontra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников / отв. ред. Д.К. Бурлака. – Санкт-Петербург: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2001. – 568 с.
  11. Милюков, П.Н. Д.С. Мережковский и его религиозно-философские беседы // Милюков, П.Н. Энциклопедия русской православной культуры / П.Н. Милюков. – Москва: Эксмо, 2009.   – С. 161-166.
  12. Резников, К.Ю. «Антихрист» Мережковского // Резников, К.Ю. Мифы и факты русской истории. От лихолетья Смуты до империи Петра I / К.Ю. Резников. – Москва: Вече, 2012. – С. 483-487.
  13. Розанов, В.В. Мережковский против «Вех» // Вехи: proetcontra / сост., вступ. ст. и прим. В.В. Сапова. – Санкт-Петербург: РХГИ, 1998. – С. 111-116.
  14. Рыжов, К.В. Дмитрий Мережковский // Рыжов, К.В. Сто великих имен Серебряного века / К.В. Рыжов. – Москва: Вече, 2011. – С. 179-184.
  15. Титкова, Н.Е. Богословская основа художественных произведений Д.С. Мережковского // Карповские чтения: сб. ст. Вып. 5 / отв. ред. Ю.А. Курдин. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – С. 439-445.

 

                                                          Подготовила библиограф Н. Комаровецкая

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />