ЗАГАДКИ ТЕРЮШЕВСКОЙ МОРДВЫ
- Подробности
- Родительская категория: ЦГБ
- Категория: Мероприятия
- Опубликовано 17.05.2024 11:36
- Автор: Администратор
16 мая в Центральной городской библиотеке им. А.М. Горького состоялась встреча с Ольгой Валерьевной Гальцевой – известным нижегородским краеведом, заведующей сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, основателем и руководителем Центра традиционной культуры «Константиново поле».
Ольга Валерьевна много лет занимается реконструкцией культуры уникальной этнической группы, представители которой издревле проживают на территории Дальнеконстантиновского района, – мордвы-терюхан. Терюхане известны, среди прочего, двумя восстаниями против русской колонизации (1743-45 и 1810 гг.). Последнее из них возглавил объявивший себя пророком Кузьма Алексеев – интересный пример выдающейся исторической личности из числа малых народов Поволжья.
Свое выступление Ольга Валерьевна назвала интригующе – «Загадки исчезнувшего племени. Этнография мордвы-терюхан». И для этого у нее есть все основания. Терюхане – очень противоречивая этническая группа. С одной стороны, они обладали стойким самосознанием, выделявшим их из русского населения. Это единственная группа мордвы, которая применяет к себе этот экзоним. Еще в середине позапрошлого века терюхане были последовательными носителями мордовской мифологии и обрядности, именно у них почерпнул соответствующую информацию П.И. Мельников-Печерский, работая над своими «Очерками мордвы». С другой стороны, терюхане давно утратили свой язык, а традиции праздничной одежды обнаруживают больше общего с русским населением Рязанской или Воронежской областей, чем с субэтносами мордвы – эрзей и мокшей.
Ключом к загадке происхождения терюхан Ольга Валерьевна считает вышивку на рукавах верхней одежды терюхан шушпана. Ее анализ свидетельствует о том, что предками терюхан была привилегированная этническая группа Золотой Орды, имевшая особые статусные знаки – тамги, которые со временем превратились в родовые символы и стали основным мотивом оригинальной терюханской вышивки.
Хотя еще в середине прошлого века советская этнография объявила терюхан вымершими, Ольга Валерьевна доказывает, что многие их традиции еще живы, хотя и изменили свою форму под влиянием христианизации.
Выступление Ольги Валерьевны вызвало живейшую дискуссию, в которой приняли участие студенты и преподаватели Арзамасского филиала ННГУ, члены арзамасского исторического общества «Арсания».