«Резцом эпох и молотом времен…». К 125-летию со дня рождения А.П. Платонова
- Подробности
- Родительская категория: Читателям
- Категория: Рекомендуем
- Опубликовано 27.08.2024 07:09
- Автор: Администратор
Андрей Платонович Платонов — русский советский писатель, поэт, публицист, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент и инженер. Платонов — создатель уникального, хорошо узнаваемого художественного стиля, автор романов «Чевенгур», «Счастливая Москва», множества повестей и рассказов. Писатель прославился необычным слогом. Он много экспериментировал с языком и манерой повествования, вследствие чего Иосиф Бродский даже назвал его «первым серьезным сюрреалистом».
Предлагаем список высказываний самого Платонова на разные темы и современников писателя о его творчестве.
Высказывания Андрея Платонова:
-
«Человечество — художник, а глина для его творчества — вселенная»;
-
«Русскому мужику тесны его пашни, и он выехал пахать звезды»;
-
«Мои идеалы однообразны и постоянны. Я не буду литератором, если буду излагать только свои неизменные идеи. Меня не станут читать. Я должен опошлять и варьировать свои мысли, чтобы получились приемлемые произведения» (из письма М.А. Платоновой);
-
«Писатель – это жертва и экспериментатор в одном лице» (из письма жене);
-
«Чтобы что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти какой-то тёмный путь для сердца, к влекущему меня явлению, а мысль шла уже вслед» (из письма жене);
-
«Народное творчество вырабатывает действительность, выбирает из нее все целесообразное и драгоценное начисто: в родниках жизни после него не остается ничего для превращения в искусство: народное творчество очень редко нуждается в добавочном «критике-соавторе»;
-
«Народ, именно благодаря своему практическому и массовому познанию действительности, находится всегда наиболее близко к реальной и наиболее глубокой, объективной истине жизни»;
-
«Я не против самой жестокой, даже разрушительной критики, когда объект того заслуживает. Мне приходилось несколько раз подвергаться такой сокрушительной критике: я выносил её, не погибал и учился работать лучше, потому что я заслуживал такую критику»;
-
«Мы вправе ожидать от каждого писателя, чтобы им был изображен человек, который был бы способен подавить человечностью бесчеловечность, социализмом империализм, тем более, что такой тип человека уже реально существует на свете»;
-
«Наш народ – это читатель по преимуществу; равно есть и другие народы, для которых то же значение, что для русских чтение, представляют музыка, зрелища или живопись»;
-
«Нельзя думать, что ты уже художник, если научился прикладывать к действительности пропускную бумагу и получать на ней точное изображение реального мира. Дело в том, что сама видимость реального мира не вполне передает нам его истинную сущность - и задача художника заключается в добавлении к видимости того, чего не хватает ей до ее истинности, или в изменении ее»;
-
«Бывают произведения...которые действуют лишь на нервы, на впечатлительность, на сентиментальную способность читателя. Это не одно и тоже, что действовать на сердце, разум и на волю человека. Между тем и другим воздействием - большая разница»;
-
«… истинное человеческое счастье возможно лишь тогда, когда человек умеет стать средством для счастья других, многих людей, а не тогда, когда он замыкается сам в себе – для личного наслаждения»;
-
«Искусство, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, должно восстановить справедливость»;
-
«Искусство, как потение живому телу, как движение ветру, - органически присуще жизни»;
-
«Искусство не терпит пустоты, - оно должно быть заполнено жизнью и людьми, как поле травой»;
-
«Жизнь есть упускаемая и упущенная возможность»;
-
«ум… писателя должен работать безотказно, подобно мотору самолета над ледяными торосами, где посадка опасна…»;
-
«Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни»;
-
«Россия обильна людьми, а не числом их… разнохарактерностью и своеобразием каждого человека… Фома и Ерема, по сказке, братья, но вся их жизнь занята заботой, чтобы ни в чем не походить один на другого»;
-
«Оставляй для судьбы широкие проходы»;
-
«Все возможно и удается все, но главное – сеять души в людях».
Высказывания о Платонове:
-
«Андрей Платонович всегда и везде, дома и в гостях, говорил немного, ел мало… никогда не пьянел, ничего не ронял на столе, и во всём этом чувствовалась человеческая породистость, которая даётся не школой, не воспитанием, а чем-то совсем другим». (Л. Гумилевский)
-
«Андрей Платонов обладал глубоким и пытливым, чистым, искренним до наготы умом. Он не пересказывал перечитанное, а по-своему осмысливал и наполнял своим содержанием, новым и проникающим вглубь, своими свежими мыслями те впечатления, которые отслаивались в его мозгу после прочитанного. И, надо сказать, он умел по-своему пленительно и чистосердечно рассмотреть, осмыслить и обогатить седые идеи вечной Правды». (Г.З. Литвин-Молотов)
-
«Платонов сейчас уже классик, в смысле понимания, что такое рассказ». (С.Т. Григорьев)
-
«В рассказах [Платонова] даже серьезные события, катастрофы не так порой замечаются, как вообще вся ткань… В каждой строчке рассказа…присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь». (В. Боков)
-
«Он в своем творчестве всегда немного аскетичен…. условность, с моей точки зрения, может привести к большой опасности. Спасает Платонова…его огромная любовь к миру, к жизни, к познанию…. Тут сочетание какого-то равновесия должно быть. Я считаю, что, если бы у Вас было бы это равновесие, Вы были бы самым настоящим классиком». (Б. Шатилов)
-
«Подражание Чехову, или Бунину, или другому классику не так опасно, как подражание Андрею Платонову. Крепкая кислота его фразы выжжет дотла робкие возможности новичка…». (Ю.М. Нагибин)
-
«Дело в том, что писатель и человек соединились в Платонове воедино – его герои, взрослые и дети, мужчины и женщины, начальники станций и красноармейцы, в основном думают и поступают, как думает и поступал бы сам автор». (В. Некрасов)
В тему:
- Библиографический список о Платонове