Перов В. Г. и Арзамас

 

            Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. День рождения точно неизвестен: 2 или 4 января 1834 года. (21 или 23 декабря 1833 года по старому стилю). Во время пребывания его родителей в Самарской губернии, в д. Кольцовке, он начал учиться грамоте, показал хорошие успехи, за что и получил,. по преданию, от обучавшего его дьячка прозвище «Перов», ко­торое и стал носить вместо своей фамилии по крестному отцу, Васильев.

            С  1842 г. семья   его   отца  переехала в   Арзамасский  уезд Нижегородской губернии, в Саблуково – имение помещика Яковлева, у которого его отец работал в качестве  управляющего имением. Здесь Перов впервые увидел работу живописца, который был приглашен из Арзамаса написать на портрете отца собаку. После отъезда живописца Перов начал рисовать, подражая ему, стремясь сделать портрет с кого-нибудь. Результаты были неудачные, но это обстоятельство не отталкивало молодого художника от про­должения своих художественных опытов. Десяти лет он был отдан в Арзамасское уездное училище и жил у учителя Фаворского. Закончил он эту школу к 1846 г., показав особые успехи в ри­совании и чистописании. По совету арзамасского купца М. Г. Безобразова, В. Г. Перова решили отдать в школу А. В. Сту­пина, куда он и стал приезжать из Саблукова два раза в неделю. Затем занятия там были прекращены из-за одного обстоятельства, в котором были замешаны его товарищи по школе. Но в скором времени, так как вся семья Криденеров переехала в г. Арзамас, занятия продолжались более регулярно, чем раньше. А. В. Ступин бывал в семье ученика (Криденеры жили в доме напротив школы). На заботливое беспокойство его матери А. В. Ступин любил отвечать: «Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не про­падет, у него талант, из него выйдет художник; это я тебе верно говорю».

            Занятия Перова в школе шли удачно; хотелось писать красками, а А. В. Ступин держал его на рисунке. По совету своего това­рища, Перов начал втихомолку, без ведома учителя, копировать «Старика» К. Брюллова, находившегося в картинной галерее школы. Однажды тайна была открыта А. В. Ступиным, увидев­шим копию работы ученика. «Это ты пишешь копию-то?» - спросил он. – «Хорошо, брат, хорошо. Ты теперь пиши красками –  пора уж». Радости юного художника не было границ, ему в это время шел лишь пятнадцатый год.

            В следующем, 1849 г. Г. К. Криденер переехал на место своей новой работы в с. Пиявочное Озеро, а В. Г. Перова пришлось оставить одного в Арзамасе, и он перебрался на житье к Ступину. Этобыло сделано при условии, что он не будет «бражничать и во­обще водить близкое знакомство с прочими учениками». Этот запрет обострил его отношения со сверстниками по школе и   однажды   вызвало  ссору   с  учеником  Гусевым.   А. В. Ступин, по-видимому,   не   вник  в   суть  дела  и  не защитил В. Г. Перова, которому это обстоятельство показалось обидным и незаслуженным, и он покинул школу немедленно, вернувшись к отцу в село, где осень и зиму провел дома за самостоятельными работами по искусству. В этот период он получал дружескую помощь от некоторых бывших в школе товарищей: они доставляли ему потихоньку для копирования оригиналы. Ближайшим помощником его в это время был его сверстник, деревенский парень Иван. Он ему растирал краски, грунтовал холст, а для задуманной большой картины «Распятие» был добросовестным натурщиком. Для большего реалистического эффекта Иван во время позирования привязывался ремнями к специально сделанному кресту и позировал в таком трудном положении. Работа эта продолжалась шесть недель и была закончена к страстной неделе великого поста. В. Г. Перов, потерпев неудачу в с. Каваксе, пожертвовал свое произведение в с. Никольское, и там оно было поставлено в местную церковь за престолом.

            После этой первой серьезной работы с натуры В. Г. Перов написал свой автопортрет, портреты отца и целого ряда своих домашних, которые ему служили бесплатными натурщиками.

            В это время к ним в деревню приехал племянник отца П. П. Мюнцендорф, только что окончивший тогда курс в Дерптском университете. По его настояниям и ввиду быстрых успехов сына в искусстве, мать Перова решилась в мае 1852 г. ехать в Москву, чтобы дать ему возможность получить настоящее художественное образование. Здесь, после некоторых колебаний, они попали к преподавателю Училища Живописи и Ваяния H. A. Рамазанову, который обласкал юношу, а уже в конце 1853 г. Перов поступил в Училище. Начался трудный московский период жизни В. Г. Пе­рова, который выковал из него художника-реалиста, каким мы его знаем теперь. Но не следует забывать, что первую школу реалистического направления он получил у А.В. Ступина в Арзамасе. Там колыбель его творчества.

            Летом 1869 г. В.Г. Перов приехал в Арзамас. Был он тогда уже известным художником, имел звание академика живописи. Поездка в Арзамас по-видимому была продиктована желанием повидать места, где прошла его юность. Вскоре после этой поездки В.Г. Перов создает такие известные картины, как «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

            Скончался В.Г. Перов 10 июня (29 мая по ст. стилю) 1882 г. от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре; точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника был установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.

 

Литература об арзамасском периоде жизни В.Г. Перова в фонде Центральной городской библиотеки им. А.М. Горького:

 

1. Абкин, Д. Мастер русского искусства // Арзамасская правда.- 1959.- 4 января.- С. 4.

2. Еремеев, П.В. Лучший ученик // Нижний Новгород.- 2000.- № 2.- С.166-179.

3. Еремеев, П.В. Первая школа // Еремеев, П.В. Арзамас – городок / П.В. Еремеев.- Арзамас: Юпитер, 1998.- С. 457-492.

4. Иванов, А. Из ступинского гнезда // Арзамасская правда.- 1972.- 26 января.- С. 4.

5. Корнилов, П. Василий Григорьевич Перов // Корнилов, П. Арзамасская школа живописи / П. Корнилов.- Ленинград; Москва: Искусство, 1947.- С. 137-141.

6. Леняшин, В.А. [Учёба в Ступинской школе] // Леняшин, В.А. В.Г. Перов / В.А. Леняшин.- Ленинград: Художник РСФСР,1988.- С.6-8.

7. Лясковская, О.А. [Детство и учёба в Арзамасе] // Лясковская, О.А. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника / О.А. Лясковская.- Москва: Искусство,1979.- С.7-9.

8. Соловьев, М.В. Здание бывшего уездного училища, где учились художник В.Г. Перов и экономист А.В. Карпов // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Горьковская область / М-во культуры РФ.- Москва: [б.и.],1985.- С.167-168.

9. Терехов, Б. Перов в Арзамасе // Арзамасская правда.- 1976.- 10 декабря.- С. 4.

10.Чараева, В.М. Загадка живописца / записала Е. Малыгина // Арзамас.новости.-2008.- 19 июля.-С.17.

О поисках документов, связанных с арзамасским периодом в жизни Перова.

11.Чараева, В.М. В.Г.Перов: страницы биографии (по документам архивов Арзамаса, Н.Новгорода, Москвы) // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Вып.IV / под общ. ред. В.И. Грубова.- Арзамас: АГПИ, 2008.- С.49-53.

 

 

 

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />