К 100-летию А.Д. Кострова (1915-1986)


14 ноября 2015г. исполняется  100 лет со дня рождения Почётного гражданина г. Арзамаса Алексея Дмитриевича Кострова. Он был коренным арзамасцем, ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. Профессиональная деятельность Кострова долгое время  была связана с заводом «Коммаш», на котором  он начал работать слесарем-инструментальщиком, а впоследствии стал  бригадиром. Коллеги отмечали  Алексея Дмитриевича  как опытного наставника и новатора производства. За добросовестный труд в 1966 г. Кострову первому на заводе был вручён  орден  Ленина. В год празднования 400-летия Арзамаса (1978) бригадиру А.Д. Кострову было присвоено звание Почётного гражданина города.

А.Д. Костров не был избалован вниманием местной прессы– печатных источников о нём мало. Думаем,  что 100-летний юбилей -  значительный повод для написания полной биографии Почётного гражданина нашего города.    

Подробнее...

К 190-летию Н.Е. Рачкова

  

 

Имя Н.Е. Рачкова принадлежит к лучшим и ярким представителям Арзамасской школы живописи 50-х гг. XIX века. 

Он родился в 1825 г. в Нижнем Новгороде в семье местного учителя рисования, сформировавшего первые художественные впечатления мальчика. Он был взят из гимназии, где учился, и отдан в школу живописи А.В. Ступина в Арзамасе. В школе Н. Рачков был на хорошем счету. В 1844 г. от Академии художеств он получил две серебряные медали, а в 1845 г.  – звание неклассного художника портретной живописи за картину «Портрет цыганки».

Молодой художник мечтает о славе, о признании и покидает свою вторую родину – Арзамас. Но 40-50-е гг. оставили тяжелый след в жизни и творчестве Н. Рачкова. Скитаясь по городам Поволжья, он терпит острую нужду. Месяцами сидит без работы, заказов, без куска хлеба. Но главное, что пришлось пережить художнику, это «горькое сознание своего ничтожества, унизительное оскорбление горячих надежд…».

В 1860 г. Н.Е. Рачков перебирается в Москву. Здесь, живя на случайные заработки, он знакомится с коренными москвичами, причастными к искусству, и с членами вновь основанного Общества любителей художеств. Н. Рачков стал работать над своими темами, участвовать на периодических выставках, у него появился круг заказчиков. При содействии Д.П. Боткина Н. Рачков съездил несколько раз за границу. Дружба с К.Т. Солдатенковым сблизила его с литературной московской средой, в частности с поэтом А. Фетом. Н.Е. Рачков, будучи знакомым с В.Г. Перовым еще в Арзамасской школе живописи, где последний был учеником, продолжал свое знакомство и дружбу с ним в Москве.

Отличаясь весьма высокой наблюдательностью, Николай Ефимович нашел свое призвание в двух жанрах изобразительного искусства — портрете и бытовой композиции. Его многочисленные прелестные головки, особенно  детские, и незатейливые сценки с очаровательными персонажами пользовались большой популярностью у широкого круга любителей живописи. В 1878 году Н.Е. Рачков демонстрировал на академической выставке работу "Богаделенка", которая стала столь популярна, что ее взяли в том же году на всемирную парижскую выставку. Картины художника приобретали такие солидные собиратели произведений живописи, как П.М. Третьяков, К.Т. Солдатенков. В наши дни в Русском музее Санкт-Петербурга находятся работы Н.Е. Рачкова: «Накануне праздника» (1868), этюд «Старуха» (1872), «Портрет Натальи Демьяновны Разумовой (Разумихи)». В Третьяковской галерее — «У калитки» (1871), «Портрет художника Доменика Эрнестовича Гагена» (1876), «Кухарка».

Скончался Н.Е. Рачков 12 апреля (ст. ст.) 1895 г. и был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Подробнее узнать о жизни и творчестве Н.Е. Рачкова вы сможете, ознакомившись с литературой из списка:

  1. Витохин, А. Боткины и художник Рачков // Смена. – 2011. – 9 ноября. – URL: http://www.smena-31.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2032:2011-11-09-11-15-36&catid=54:2011-08-29-18-18-09&Itemid=87 . – (Дата обращения: 17.07.2015.)
  2. Еремеев, П. [Рачков Николай Ефимович] // Еремеев, П. Арзамасская муза / П. Еремеев. – Арзамас: Арзамаскомплектавтоматика, 2002. – С. 296-297.
  3. Еремеев, П. [Рачков Николай Ефимович] // Еремеев, П. Арзамас – городок / П. Еремеев. – Арзамас: Юпитер, 1998. – С. 233, 446, 474.
  4. Корнилов, П. Николай Ефимович Рачков // Корнилов, П. Арзамасская школа живописи / П. Корнилов. – Ленинград, Москва: Искусство, 1947. – С. 129-137.
  5. Миронова, И.В. «Девочка с ягодами» // Нижегородский государственный музей. Т.1. Русская и западноевропейская классика / сост. Я.И. Гройсман, И.В. Миронова. – Нижний Новгород: Деком, 2013. – С. 63.
  6. Филиппович, С. Портретист-передвижник // Арзамасские новости. – 2002. – 2 марта. – С. 13.
  7. Шарун, Н.И. [Рачков Николай Ефимович] // Шарун, Н.И. По залам художественного музея / Н.И. Шарун. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. – С. 61.

 

 

Жизнь, душа,чувство, ум…( к 210-летию М.С. Жуковой.)

В этом году мы отмечаем  210 лет русской писательницы М. С. Жуковой. Точная дата её рождения не известна, т.к.  к биографии  писательницы современники не проявили должного внимания.

О Марии Семёновне писали немного, но  её имя можно встретить в трудах Белинского, Некрасова, в дореволюционных отечественных журналах. Не забывают Жукову и в наше время. Очередной всплеск интереса к писательнице был вызван появлением многочисленных зарубежных  публикаций. На них  тут же откликнулись и российские литературоведы. Мы предлагаем вашему вниманию обзор источников о жизни и творчестве  М.С. Жуковой из фонда центральной библиотеки им. А.М. Горького.

Подробнее...

В.Г. Короленко и г. Арзамас

Жизнь забросила В.Г. Короленко в Нижегородскую  губернию  в 1885 г. Обосновался он здесь на долгих 11 лет (до января  1896 г.). Этот период был самым плодотворным в творчестве писателя. «Здесь были созданы произведения, составившие ему исключительную популярность, многие из них знакомы читателям  с детства» - писал исследователь творчества писателя  Н.М. Фортунатов.  Многие рассказы и очерки родились благодаря личным впечатлениям Короленко, в его поездках по губернии. Так, например, появились «Павловские очерки», «В пустынных местах», «В облачный день».  Приезжал  писатель и в Арзамас в 1890 и 1892 гг. Поездки эти носили не целенаправленный характер. В нашем городе Короленко всегда оказывался проездом, по пути в Саров или Лукоянов. «Город Арзамас переживал в конце прошлого века не лучшие дни. Казалось, прошлое ушло навсегда, люди жили воспоминаниями о «Золотом веке» города», - писал наш краевед П. Еремеев. Это отмечает в своих очерках и В.Г. Короленко: «…трудно найти город скучнее  и тоскливее Арзамаса. Видавший некогда лучшие дни, но оставленный вне железных дорог и пароходного сообщения, - город падает и пустеет…Арзамас забыт, интересы Арзамаса приносятся в жертву…».  

Подробнее...

Дополнительная информация

<script async src="https://culturaltracking.ru/static/js/spxl.js?pixelId=26903" data-pixel-id="26903"></script>

<meta name="proculture-verification" content="77817b480c8770f071b18da533396501" />